28 июнь 2023 20:00

Место проведения: Музей-памятник «Спас на Крови»

Цикл хоровых концертов «Сезоны белых ночей»

Концертный хор Санкт-Петербурга
Художественный руководитель и главный дирижер – заслуженный артист России Владимир БЕГЛЕЦОВ

Владельцам Единой карты петербуржца предоставляется скидка 15% на полную стоимость концертного билета при оплате в кассах Музея

 

Петр Ильич Чайковский известен во всем мире как величайший симфонист, как создатель оперных и балетных шедевров. Однако его вокальное наследие и, в частности, хоровые произведения, духовные и светские, представляют не меньшую ценность.

«Литургия святого Иоанна Златоуста» – первое духовное сочинение Чайковского, созданное 135 лет назад, в 1878 году. В то же время увидели свет «Евгений Онегин» и Четвертая симфония, гениальные творения композитора, пережившего незадолго до того тяжелый душевный кризис.

«Я очень часто бываю у обедни; литургия Иоанна Златоустого есть, по-моему, одно из величайших художественных произведений. Если следить за службой внимательно, вникая в смысл каждого обряда, то нельзя не умилиться духом, присутствуя при нашем православном богослужении», – писал П. И. Чайковский Н. Ф. фон Мекк. В песнопениях Литургии композитор выразил свое эмоциональное восприятие ключевых моментов службы, не пытаясь реконструировать архаику.

«Всенощное бдение» было сочинено в 1881 году. Из писем композитора явствует, к чему в ту пору (только что закончены «Орлеанская дева» и Второй фортепианный концерт, начата работа над «Мазепой») стремилась душа Чайковского: «В Литургии я совершенно подчинился своему собственному артистическому побуждению. Всенощная же будет попыткой возвратить нашей церкви ее собственность». «В голове темно, – да иначе и быть не может, ввиду таких неразрешимых для слабого ума вопросов, как смерть, цель и смысл жизни, бесконечность или конечность ее; – но зато в душу мою все больше и больше проникает свет веры».

В программе концерта фрагменты Литургии и Всенощной сочетаются с современными хоровыми обработками инструментальных пьес и романсов Чайковского, а также с созданными в разные годы светскими хорами, среди которых «Вечер» (1870), «Ночевала тучка золотая» (1887), «Соловушко» (1889), «Что смолкнул веселия глас», «Не кукушечка во сыром бору», «Без поры, да без времени» (1891).

Всеобъемлющий мир Чайковского не уместить в одной монографии. Однако сквозь предлагаемую призму хорового звучания многое можно понять, но еще больше – почувствовать.